Контракты доверия могут быть заключены как между отдельными людьми, так и между группами людей. Они могут быть формальными или неформальными, явными или неявными. Важно, чтобы условия контракта были понятны и приемлемы для всех участников. Можно сказать, что контракты доверия – это психологическая техника, которая используется для достижения целей , основанных на взаимном доверии и ответственности.
Другими словами, если сотрудники чувствуют, что руководство уважает их права, способствует их самореализации и использует собственную инициативу для поддержки персонала, в ответ сотрудники также будут уважать право руководство и вносить посильный вклад в развитие компании. Более подробно об этом направлении исследований можно прочитать в научно-историческом обзоре The History and Development of the Psychological Contract Concept («История и развитие концепции психологического контракта») [ N. Conway, R. Briner, 2005 ].
Со временем начали поднимать тему доверия в психологическом контракте. Сначала это были попытки понять, насколько сильно элемент доверия влияет на эффективность бизнеса, на устойчивость отношений в парах и можно ли как-то «формализовать неформальные договоренности». А когда прояснились методологические подходы к исследованию данной темы, начались полномасштабные научные исследования.
Так, в 1996 году были подведены итоги многолетнего исследования, в рамках которого были изучены теоретические и эмпирические взаимосвязи между доверием сотрудников к своим работодателям и нарушением психологического контракта их работодателями [ S. Robinson, 1996 ]. Исследованием были охвачены 125 менеджеров с момента их поступления на работу. С менеджерами общались сразу после приема на работу, затем через 18 месяцев работы и потом еще раз через 30 месяцев работы.
Вкратце суть в том, что неудовлетворенные ожидания снижали уровень доверия наемных сотрудников к своим работодателям и вклад наемных работников в общее дело компании. В плане количественных корреляций было обнаружено, что у людей с высоким первоначальным уровнем доверия снижение доверия после нарушения психологического контракта было меньше, чем у людей с низким первоначальным уровнем доверия.
А вот что нужно сделать обязательно, так это акцентировать ваше внимание на том, что термин «контракт доверия» преимущественно русскоязычный. В английском языке обычно говорят и пишут Trust and Contracts («доверие и контракты»), дабы не возникло путаницы с понятием Trust Agreement, что означает «трастовое соглашение» и подразумевает нечто иное, чем контракты доверия в обсуждаемом нами значении.
Реляционный психологический контракт – дает больше свободы участникам соглашения и предполагает важность индивидуального подхода как такового. Реляционный тип контракта является более гибким относительно трансакционного, отличается большей лояльностью сторон контракта друг к другу и стимулирует дополнительные усилия для достижения целей. Причем именно такой контракт наилучшим образом помогает сотрудникам увидеть свое участие в достижении глобальных целей компании и идентифицировать себя с компанией.